Неогуманизм

Неогуманизм
   — педагогическое течение, выдвинувшее в качестве осн. цели воспитания современного человека античный идеал личности (см. Античность). Идеи Н. зародились в Германии в середине 18 в. Термин "Н." введён в научный оборот немецким историком педагогики Ф. Паульсеном в 80-х гг. 19 в. Первые представители Н. - И.М. Геснер, И.А. Эрнести, К.Г. Хейне. Центральное место в образовании неогуманисты отводили изучению древних языков, овладению культурным наследием Древней Греции и Древнего Рима. В неогуманистических гимназиях наряду с математикой и родным языком значительное внимание уделялось изучению произведений античных авторов. Неогуманисты считали, что гимназии должны заложить основу для продолжения обучения учащихся в университетах. Под влиянием неогуманистов классическое образование стало основным видом среднего образования. В начале 19 в. В. Гумбольдт и Ф.А. Вольф возродили идеи всестороннего воспитания личности и предложили реформировать систему гимназического образования за счёт расширения учебных курсов истории и естествознания на основе достижений современной науки. Они выступали за преемственность среднего и высшего образования (Гумбольдт был инициатором реформирования Берлинского университета). Осуществлённая на принципах Н. реформа образования в Пруссии способствовала внедрению в народную школу системы обучения И.Г. Песталоцци и повышению качества начального образования. Неогуманисты считали необходимым готовить учителей для средней школы в университетах.
   В России в конце 18 в. интерес к идеям немецких неогуманистов проявили члены кружка Н.И. Новикова (в кружок входил также Н.М. Карамзин). В 19 в. к античному наследию обратился кружок А.Н. Оленина (директор С.-Петербургской публичной библиотеки). Участниками кружка являлись также Н.И. Гнедич (автор первого полного перевода на русский язык "Илиады Гомера"), попечитель С.-Петербургского учебного округа С.С. Уваров (инициатор реформирования гимназии на принципах классического образования) и др. В 70-х гг. в русском обществе преобладало негативное отношение к классическому образованию. Но в 1890-1900-х гг. идеи Н. вновь были востребованы в связи с концепцией грядущего славянского Возрождения. Один из сторонников этой концепции профессор Московского университета Ф.Ф. Зелинский отводил важнейшую роль в развитии общества средней и высшей школе. Согласно его точке зрения, школа должна быть ориентирована на творческое восприятие античной традиции не как "нормы", но как "семени". В Рос. Федерации с конца 80-х гг. в ряде гимназий учебный процесс организуется на идеях Н.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 167)
   См. также Античность
   Ч33(0)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Неогуманизм" в других словарях:

  • неогуманизм — неогуманизм …   Орфографический словарь-справочник

  • НЕОГУМАНИЗМ — см. Гуманизм. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • Неогуманизм —         прогрессивное течение в нем. педагогике 18–19 вв., находившееся в русле общего процесса эмансипации буржуазии и ставившее своей целью проведение школьной реформы, ориентированной на др. греч. воспитательный идеал (гармонич. всестороннее… …   Словарь античности

  • неогуманизм — неогумани/зм, а …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • НЕОГУМАНИЗМ — пед. течение, зародившееся в Германии в сер. 18 в. и выдвинувшее в качестве воспитат. идеала антич. образ совершенного человека (см. в ст. Античность). Термин «Н». введён нем. историком педагогики Ф. Паульсеном в 80 х гг. 19 в. Первые… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Саркар, Прабхат Ранджан — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • Путь блаженства — Ананда Марга (санскр. आनन्द मार्ग, Путь Блаженства)  международная организация, основанная в 1955 году в городе в г. Джамалпуре (штат Бихар, Индия), индийским духовным учителем, философом, писателем, музыкантом и общественным деятелем Прабхатом… …   Википедия

  • Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГЕНИЙ —         филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… …   Энциклопедия культурологии

  • Ананда Марга — (санскр. आनन्द मार्ग, Путь Блаженства)  международное социально духовное движение,[1] основанное в 1955 году в г. Джамалпуре (штат Бихар, Индия) индийским духовным учителем, философом, писателем, композитором и общественным… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»